четвер, 24 вересня 2009 р.

СЕМИНАР 24.09.09 г. по теме «Современный урок информатики в профильной школе»

ВОПРОСЫ
для обсуждения

1. С Вашей точки зрения, существуют ли отличия в проведении уроков информатики в школах с русским и украинским языком обучения? Если да, то какие?
2. Какие компетенции школьников развиваются преимущественно на современном уроке информатики? Ранжируйте их.
3. Какие виды деятельности ученика (а) и учителя (б) превалируют на компетентностно ориентированном уроке информатики?
4. Используете ли Вы задания по развитию жизненных компетентностей школьников на уроках информатики? Если да, то какие. Приведите один-два примера (класс и тему определите самостоятельно, назвав вид/компетенции).
5. Возникают ли у Вас затруднения при моделировании современного компетентностно ориентированного урока информатики в профильных классах и какие?
6. Какие задания являются наиболее продуктивными для развития предметных компетентностей учащихся? (приведите примеры, укажите класс или тему и вид компетентности).

11 коментарів:

  1. 1.С моей точки зрения существенных отличий в проведении уроков информатики в школах с русским и украинским языком обучения нет.Единственное важное условие-избегать
    двуязычия(то есть и учебники,и методические пособия,и язык общения на уроке должны быть на одном языке).
    2.На современном уроке информатики формируются и развиваются следующие компетенции школьников:

    -социальная
    -ИНФОРМАЦИОННАЯ
    _самообразование
    -саморазвитие
    -информационная культура
    -комуникативная
    3.Самостоятельная работа по поиску информации,решение логических упражнений,связанных с современным миром,
    моделирование жизненных и производственных ситуаций, которые можно решить с помощью современных компьютерных технологий.
    4.Да.Стараюсь постоянно использовать.Подбираю задания,
    которые моделируют конкретные жизненные ситуации или помогают в профессиональной ориентации школьников.
    5.При моделировании современного компетентностно ориентированного урока информатики в профильных классах возникают затруднения при проведении практических работ,так как оборудование не всегда соответствует требованиям,которые предъявляет программа для профильных классов.
    6.Для развития предметных компетентностей учащихся задания,развивающие образное и критическое мышление ,являются наиболее продуктивными.

    ВідповістиВидалити
  2. 1. Уроки информатики на русском и укринском языках не отличаются, так как цели и задачи этих уроков одинаковы. Мне как учителю сейчас пока сложнее работать в украинском классе, т.к. опыт работы в таких классах - 2 года.
    2. На современном урокке информатики формируются и развиваются такие компетенции:
    - информационная,
    - социальная,
    - поликультурная,
    - коммуникативная,
    - самообразования и саморазвития,
    - продуктивной творческой деятельности.
    3.а)Цели обучения в рамках компетентностного подхода формируются не в виде действий учителя, а как результат деятельности обучающихся, с точки зрения его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта; ученическая деятельность на уроке становится активной, самостоятельной и самообразовательной.
    б) учитель - организатор,консультант, а не информатор.
    4. Да, стараюсь подбирать задания, которые формируют информационную компетентность (10 класс - с помощью Internet соберите информацию о своем кумире и оформите ее в виде компьютерной презентации), коммуникативную компетентность (10-11 класс - создание базы данных для школьной библиотеки; создание электронного журнала класса).
    5. Мало методического обеспечения для моделирования современного компетентностно ориентированного урока информатики.
    6. При формировании информационной компетентности решение различного рода учебных задач практического характера;решение занимательных, логических задач;организация и отработка умений и навыков групповой деятельности; применение знаний на практике.
    При изучении формул в электронных таблицах предлагается «бухгалтерская» задача с изменяющимися данными.
    После изучения возможностей текстового и графического редакторов создание своей визитной карточки.

    ВідповістиВидалити
  3. 1.На мій погляд,уроки в україномовних та російськомовних класах або школах не мають суттєвих відмінностей, бо викладання з предмету ведеться за однією програмою, задачи та мета виконуються однакові.У мене є досвід викладання у російськомовних та україномовних класах, ніяких сладностей не маю.
    2.Під час уроку інформатики у учнів формуються наступні компетентності:
    - інформаційна;
    -самоосвіти та саморозвитку;
    -продуктивної творчої діяльності;
    -комунікативна;
    -соціальна;
    - полікультурна.
    3.Так, обовязково. Наприклад ,
    9 клас,тема "Інформація" даю дітям завдання на розвиток компетенції продуктивної творчої діяльності: створити ребус або кросворд, або казку з даної теми;
    10-11 клас при вивченні теми "Інтернет" завдання нпа розвиток інформаційної компетенції: створіть сторінку , присвячену вошому захопленню. В усіх класах на розвиток компетенції самоосвіи та саморозвитку даю завдання : створити презентацію або публікацію з теми , що дітям найбільш сподобалася, потім обовязкова виставка робіт.
    4.Компетентісно орієнтований урок, за своєю суттю ,динамічний урок. Тому учитель відіграє роль консультанта, проводить корекційну діяльність та настроює учнів на виконання того чи іншого виду діяльності.Учень - головна діюча особа у процесі компетентісно орієнтованого уроку, його діяльність повинна бути самостійною , творчою, активною.
    5. При моделюванні сучасного компетентісно орієнтованого уроку з великими утрудненнями не стикалася.
    6.Найбільш продуктивними , на мій погляд , є наступні види робіт :
    -10-11 клас ,тема "Табличний процесор", практичні роботи серії "Розвязування математичних рівнінь за допомогою табличного процесора", "Побудова графіків математичних функцій за допомогою табличного процесора", "Розвязання задач із змінюваними даними";
    -10-11 клас, тема "Інтернет", серія практичних робіт "Створення HTML - документів з різними властивостями", "Створення Web- сторінки"
    -9 клас, пошукова робота "Історія розвитку компютерної техніки на Україні", "Відомі українські математики та інженери , що внесли свій внесок у розвиток компютерних технологій у світі" ;
    -9 клас , "Створення презентації "Мій улюблений навчальний предмет""

    ВідповістиВидалити
  4. 1. Я считаю, что проведение уроков информатики в русском и украинском классе не отличаются друг от друга.
    2. На современном уроке информатики формируются следующие компетентнсти: коммуникативная, информационная, социальная, самообразовательная.
    3. На компетентностно ориентированном уроке информатики деятельность ученика направлена на самообразование, творчество. Роль учителя заключается в информационной поддержке ученика.
    4. По возможности стараюсь использовать.
    5. На данный момент очень мало литературы методического характера, чтобы постоянно моделировать компетентностно ориентированный урок информатики в профильных классах.

    ВідповістиВидалити
  5. 1. Не имеют значительных отличий, однако нет опыта преподавания на уроках информатики на украинском языке.

    2. Компетенции учащихся:
    - учебно-познавательные,
    - коммуникативные,
    - личностного самосовершенствования,
    - информационные,
    - социально-смысловые.

    3. а) самосовершенствование,
    б) информатор, консультант.

    4. Использую.
    На 2-м курсе при создании web-сайта на тему "Мой строительный центр"; при создании презентации о своей профессии.

    5. Мало методической литературы в библиотеке центра для моделирования современного компетентсно-ориентированного урок5а информатики.

    6. После изучения возможностей перезентаций создание своих на конкурс проектов по "Intel@Навчання для майбутнього".

    ВідповістиВидалити
  6. 1.С моей точки зрения уроки информатики на русском и украинском языках не отличаются, так как цели и задачи этих уроков одинаковы. Программа уже несколько лет печатается на украинском языке и большинство учебников тоже.
    2. На современном уроке информатики формируются и развиваются такие компетенции:
    - информационная (умение добывать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию с разных источников),
    - социальная(принимать решения, делать выбор, бесконфликтно выходить из ситуаций),
    - коммуникативная(умение общаться устно и письменно, родным и иностранным языком),
    - самообразования и саморазвития(иметь потребность и готовность постоянно учиться),
    - продуктивной творческой деятельности(умение увидеть и сформулировать проблему, действовать в нестандартных ситуациях, реализовывать свой потенциал).
    3.Исходя из вышесказанного, меняются и виды деятельности на уроке ученика и учителя. Например, поставив цель развитие социальной компетентности, учитель планирует разного уровня задания, организовывает работу в группах, создает проблемные ситуации. Или, например, развитие продуктивной творческой деятельности, учитель – использует интерактивные методы, проводит нестандартные уроки, ученик – видит проблему, ищет пути ее решения и т.д.
    4. Да, использую. Например, (10 класс – тема «Создание презентаций», 11 класс, физмат – тема «Урок систематизации и обобщения знаний по теме «Алгоритмизация и программирование»» провожу в форме игры «Брейн-ринг» или «Самый умный».
    5. Да, возникают, потому что мало методического обеспечения для моделирования современного компетентностно - ориентированного урока информатики.
    6. Наиболее продуктивными являются, на мой взгляд, создание проектов, презентаций, кроссвордов, рефератов, создание веб-страниц.

    ВідповістиВидалити
  7. 1.С моей точки зрения существенных отличий в проведении уроков информатики в школах с русским и украинским языком обучения нет, даже учитывая то, что преподаем на русском, а учебные пособия на украинском.
    2. На современном урокке информатики формируются и развиваются такие компетенции:
    - информационная,
    - социальная,
    - поликультурная,
    - коммуникативная,
    - самообразовательная.
    3. На компетентностно ориентированном уроке информатики деятельность ученика направлена на самообразование, творчество. Роль учителя заключается в информационной поддержке ученика как консультанта.
    4. Да, стараюсь подбирать задания, которые формируют информационную компетентность (11 класс - с помощью Internet соберите информацию о вреде курения и оформите ее в виде компьютерной презентации), 9 класс - тоже поисковая работа.
    5. Да, возникают, потому что мало методического обеспечения для моделирования современного компетентностно - ориентированного урока информатики.
    6. Наиболее продуктивными являются, на мой взгляд, создание проектов, презентаций и создание веб-страниц.

    ВідповістиВидалити
  8. 1. Скорее всего разницы в преподавании не должно быть, так как программа для всех одна. Но мне сложно об этом судить, потому что я ра ботаю в русскоязычном лицее и опыта преподавания информатики на украинском языке не имею.
    2. Компетенции:
    -Информационная;
    -Социальная;
    -Межпредметная;
    -Коммуникативная;
    -Культура использования современных ИТ;
    -Поликультурная;
    -Самообразовательная.
    3.Учитель - консультант, ученик - искатель и творец.
    4.Презентация. Создать презентацию о своих увлечениях, раскрыв таким образом все грани своей индивидуальности.
    5. Да, так как нет методической литературы на эту тематику.
    6. Создание презентаций и веб-страниц на разную тематику.

    ВідповістиВидалити
  9. 1.С моей точки зрения уроки информатики на русском и украинском языках не отличаются, так как цели и задачи этих уроков одинаковы. Программа уже несколько лет печатается на украинском языке и большинство учебников тоже.
    Я работаю в школе с гуманитарным уклоном. Дети очень быстро ореинтируются в языках. Поэтому языкового барьера не существует.
    2. На современном уроке информатики формируются и развиваются такие компетенции:
    - информационная (умение добывать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию с разных источников),
    - социальная(принимать решения, делать выбор, бесконфликтно выходить из ситуаций),
    - коммуникативная(умение общаться устно и письменно, родным и иностранным языком),
    - самообразования и саморазвития(иметь потребность и готовность постоянно учиться),
    - продуктивной творческой деятельности(умение увидеть и сформулировать проблему, действовать в нестандартных ситуациях, реализовывать свой потенциал).
    3.Исходя из вышесказанного, меняются и виды деятельности на уроке ученика и учителя. Например, поставив цель развитие социальной компетентности, учитель планирует разного уровня задания, организовывает работу в группах, создает проблемные ситуации. Или, например, развитие продуктивной творческой деятельности, учитель – использует интерактивные методы, проводит нестандартные уроки, ученик – видит проблему, ищет пути ее решения и т.д.
    4. Да, использую. Я использую свою методическую разработку "Интеллектуальный марафон" и уроки провожу с использованием сайта школы.
    5. Да, возникают, потому что мало методического обеспечения для моделирования современного компетентностно - ориентированного урока информатики.
    6. Наиболее продуктивными являются, на мой взгляд, создание проектов, презентаций, создание веб-страниц.

    ВідповістиВидалити
  10. Здравствуйте!
    1.Принципиальной разницы нет, хотя в начале были трудности с переводом спец. символов.
    2.Информационная,социальная,комуникативная,поликультурная,самообразовательная.Доминируют: информационная, самообразовательная, комуникативная.
    3. Цели обучения в рамках компетентностного подхода формируются не в виде действий учителя, а как результат деятельности обучающихся, с точки зрения его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта; ученическая деятельность на уроке становится активной, самостоятельной и самообразовательной.
    Учитель становится организатором, а не информатором процесса.
    4.Да,жизненную компетенцию формирую.Например "Алгоритмизация и программирование",моделирование жизненных задач:ремонт помещения, покраска забора.А рамках темы Интернет создать перечень учебных заведений , создать презентацию о свинном гриппе и т.д."Электронные таблицы" розвитие промышленности города, региона."Базы данных"-база данных школа в помощь администрации, и много других.
    5.Возникают,т.к. информатика это предмет по которому до сих пор нет единого учебника.Мало специальной литераты.
    6. Проекты, презентации.9 кл.создание презентации своей фирмы(работа в группах,развивает практически все компетентности одновременно)
    А конкретно о развитии комуникативной компетентности можете прочитать в моей статье в ж. Информатика (Шкільній світ)№33-34 вересень2009.

    ВідповістиВидалити
  11. 1.Отличий в проведении уроков в русскоязычных и украиноязычных школах нет и не должно быть. Ведь меняется только язык преподавания , а методика проведения уроков и изучаемый материал остаютя те же самые.
    2.2.На современном уроке информатики формируются и развиваются следующие компетенции школьников:
    социальная,информационная, самообразование,саморазвитие, информационная культура, коммуникативная, продуктивной творческой деятельности.
    3. На компетентностно ориентированном уроке информатики деятельность ученика направлена на самообразование, творчество. Роль учителя заключается в консультации, информационной поддержке ученика.
    4.Да.Стараюсь использовать.Например при изучении Exel дети составляют расписание движения поездов, смету на покупку какого-нибудь оборудования , при изучении Word составляют заявление, характеристику и т.д.
    5.При моделировании современного компетентностно ориентированного урока информатики в профильных классах возникают затруднения при проведении практических работ,так как оборудование не всегда соответствует требованиям,которые предъявляет программа для профильных классов.

    ВідповістиВидалити